Вместо диванного образования будет гибридное - Саратов Сегодня
18+ 29 Сентября 2022, Четверг, 3:06
Доврались, наконец, до правды
Леонид Шебаршин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Вместо диванного образования будет гибридное

Вместо диванного образования будет гибридное - Саратов Сегодня28/06/2022 13:41 Система образования в нашей стране вот уже третий год находится в режиме ожидания реформ и вот к ним подтолкнула СВО. Точнее, не сама спецоперация, а связанные с нею политические телодвижения и санкции. Фактически с марта месяца интенсивно пошли предложения об отмене Болонской системы, от которой Россия не выгадала ничего и даже, напротив, ее введение усилило деградацию системы образования. В мае-июне заявления о выходе из болонского процесса зазвучали чаще, жестче и из уст причастных к принятию государственных решений лиц и даже ректоров некоторых известных вузов. В том числе и глава федерального минобра Валерий Фальков заявил, что Болонская система — «прожитый этап», и анонсировал создание в России новой национальной системы образования.

Будто действуя на опережение, коллективный Запад недавно исключил Россию из Болонской системы и это еще больше поставило вопрос ребром. В конце июня в Госдуме прошли парламенсткие слушания на эту тему. После громких заявлений о возврате к лучшим образцам советского образования и демарша Запада стоило ждать немедленной денонсации болонских соглашений, но что-то пошло не так.
На парламентских слушаниях в Госдуме 27 июня под названием «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации» участвовали парламентарии, представители сферы образования, включая главу Минобрнауки Валерия Фалькова и ректоров некоторых университетов, а также прочие эксперты и студенты.

В ходе слушаний не прозвучало никаких заявлений о реформах и, более того, не прозвучало принципиально новых претензий к Болонской системе и предложений на тему того, какой должна быть отечественная система. Сложилось впечатление, что министерство, несмотря на высказывания своего же руководителя, к реформе не готово. Слушания оставили открытым вопрос и о том, какой должна быть новая система высшего образования. Все же в унисон говорили о необходимости отмены Болонской системы, сохранив от нее все самое лучшее, и возврату к лучшим советским практикам, но ни у кого, судя по всему. Нет четкого представления о том, какие это практики и какой должна быть эта новая система помимо повсеместного восстановления специалитета.

А раз нет представления, то и о реформе нет смысла говорить. В итоге повторив основные тезисы о том, что Болонская система направлена на «выкачивание умов» из России, дипломы российских вузов так и не стали автоматически признавать в других странах, что уровень подготовки студентов в рамках двухступенчатой системы (и на бакалавриате, и в магистратуре) ниже, чем в специалитете, и что поскольку в магистратуру можно поступать после любого, даже непрофильного бакалавриата, вузы выпускают специалистов, некомпетентных в обеих изученных областях, пришли к решению оставить все как есть.

Учитывая некоторые полезные наработки Болонской системы и нацелясь на создание собственной национальной системы образования, с учетом советского опыта, решили создать некий гибрид. С одной стороны, не будут ликвидировать быстро и сходу Болонскую систему, тем более что по ней сейчас учатся сотни тысяч студентов. С другой стороны, начнут увеличивать долю программ специалитета в вузах, особенно по приоритетным направлениям подготовки вроде инженерии. Как и после бакалавриата, по окончании специалитета возможно будет поступить в магистратуру. При этом пока остается открытым вопрос можно ли после специалитета сразу идти в аспирантуру, как раньше, и зачем тогда нужна магистратура.

Все это назвали гибкостью образования, которая в конечном счете может внести еще большую сумятицу в образовательные программы и уровни образования, запутать абитуриентов и их родителей, завалить преподавателей и вузы дополнительной бумажной работой по переделыванию программ и ФГОСов.

Фальков, кстати, обратил на это внимание.
- Если посмотреть, то у нас в период с 2005 по 2018 год трижды сменились образовательные стандарты. Если посмотреть на это глазами преподавателя, то это большое серьёзное напряжение, серьёзная, большая бумажная нагрузка. Поэтому, может быть, в рамках тех изменений, которые будут обсуждаться, надо подумать о некоем моратории на изменение стандартов в течение определённого срока. Надо дать возможность преподавателю спокойно работать со студентами, готовиться к семинарам, лекциям, заняться реальным творчеством», — обнадежил министр.

Правда, тут же заявил, что предполагается подготовка новых стандартов, подходящих национальной системе образования. По мнению Фалькова, необходимо ввести IT-модули во все программы высшего образования. Фактически это будет еще один шаг в сторону развития дистанционного образования, когда не надо будет ни такого количества преподавателей, аудиторий и даже вузов, какое сейчас имеется.
«Диванное образование» было высоко оценено чиновниками от образования как эффективное в период пандемии. Этот повсеместный опыт дал повод снова заговорить о расширении дистанционного образования и замещении им очного обучения. Разумеется, преподаватели и администрации учебных заведений несколько напряглись. И дело не только в возможной потере работы. Учителя и преподаватели колледжей и вузов практически в один голос говорят, что за период пандемии и дистанта уровень образования и подготовки заметно упал.

В стенах Госдумы Фальков не стал продвигать дистанционное образование. Министр подчеркнул, что качество обучения обеспечивается только при живом общении, а дистанционные технологии могут быть полезным вспомогательным инструментом. При этом смешанные форматы менее актуальны для специальностей, требующих большого объёма практики, — например, инженерных и медицинских.
Весьма любопытно мнение представителей реального сектора экономики, т.е. работодателей. Многих из них меньше всего волнует сколько лет обучались в вузе, их больше интересует опыт соискателей. Поэтому они не ощущают существенных различий в подготовке специалистов и бакалавров и принимают на работу в равной степени и тех, и других. И это, кстати, вопрос о качестве образования и его практической востребованностью безотносительно того, какая система образования реализуется. Впрочем, так считают далеко не все работодатели – в промышленном, аграрном производстве, строительстве и медицине думают иначе.
версия для печати

Заслуживает внимания


Культура и наука

«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»

Ракурс


Провинциальный телеграф


Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович