Детская «железка»: кому надо и выгодно? - Саратов Сегодня
18+ 2 Августа 2021, Понедельник, 10:13
«Вот эта любовь к Родине, которая находится в крови, в характере,
в генах нашего народа, делает нас сильными, объединяет вокруг общих задач»
Владимир Путин
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Детская «железка»: кому надо и выгодно?

Детская «железка»: кому надо и выгодно? - Саратов Сегодня16/03/2021 14:34 Еще в 2018 году начальник Приволжской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») Сергей Альмеев, губернатор Саратовской области Валерий Радаев и глава администрации Саратова Михаил Исаев подписали соглашение о строительстве Детской железной дороги (ДЖД) в Саратове. В 2021 году планировалось начать ее строительство, к 2023 закончить. Стоимость объекта оценивается в 700 млн руб. К моменту начала строительства в соцсетях поднялся шум: ущерб экологии, надругательство над памятью и здравым смыслом. Проект ресурсоемкий, затратный, денег много и все они, разумеется, должны быть освоены так как надо.
Кому надо?

В первую очередь РЖД. Начитавшись в соцсетях комментариев и эпитетов по поводу предстоящего строительства, спешим отметить: ДЖД — не «развлекалово» и «аттракционы», а учреждение дополнительного образования детей.

Появившись в России в конце 30-х годов прошлого века, ДЖД до сих пор выполняют важную роль в системе профориентации школьников. С помощью игры, учёбы и «работы» в формате «как взрослый» детей готовят к профессиям: машинист локомотива, проводник пассажирских вагонов, осмотрщик вагонов, дежурный по железнодорожной станции, монтёр пути, электромонтёр устройств сигнализации, централизации, блокировки, а также с деятельностью компании в целом. Ежегодный контингент юных железнодорожников ДЖД по всей России составляет 15-18 тысяч человек, не менее двух тысяч из которых становятся студентами вузов и техникумов железнодорожного транспорта и в дальнейшем приходят на работу в холдинг РЖД.

Протяженность магистрали должна была составить порядка 1,2 км, предусматривались также два локомотива, шесть пассажирских вагонов с кондиционерами, печками, автоматическими дверями, громкоговорящей связью, местами для маломобильных граждан, создание 30 рабочих мест и принятие на обучение до 800 воспитанников.
Таким образом, проект и самой Приволжской железной дороге в Саратове нужен, да и Саратову вроде бы полезен. Вопрос в том, где строить, что и кто при этом приобретает, и что теряет.

Строительство ДЖД в Саратове обсуждалось с 2012 года. В 2014 году, как сейчас выясняется, путем общегородского голосования было выбрано место размещения объекта — большинство участников проголосовали за парк Победы. Правда, дело было давно, теперь у кого ни спросишь, никто не помнит, что голосовали и за что голосовали.

Кстати, в числе других вариантов размещения значились улица 2-я Садовая от входа в городской парк до улицы Астраханской и по Астраханской до Детского парка. Понятно, что варианты эти были предложены для создания видимости альтернативы. Зная тесноту саратовских улиц, никто бы не решился строить на них еще и железнодорожные пути.

А вот наиболее реальным вариантом размещения значился берег Волги, где на тот момент уже имелась колея. Впрочем, общественники с экоактивистами и против Парка Победы не возражали, только просили обеспечить сохранность деревьев.

Теперь многие из тех же самых активистов внезапно начали протестовать против строительства на Соколовой горе. Может быть, в прошлый раз они представляли ДЖД в виде детских трамвайчиков на электрокарах, что снуют на площади у цирка?

На самом же деле, согласно подготовленному в начале 2019 года ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» проекту планировки территории под размещение ДЖД, стройка должна быть грандиозной. Дорога должна протянуться более чем на километр, начаться у музея Боевой и Трудовой славы и заканчиваться у выставочного комплекса нефтегазовой промышленности. Кроме того, в проект включено строительство локомотивного депо, крытого перрона, пожарных резервуаров.

И вот тут начинаются вопросы: кому еще выгодно такое строительство на Соколовой горе, и выгодно ли оно Саратову?

Прежде всего следует вспомнить, что у Парка Победы изначально была только одно предназначение: мемориал в память о саратовцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Место было выбрано очень удачно как для памятника, так и для мемориала – рядом татарское кладбище. К слову, о посадках: Соколовая гора была практически голая, и только во время строительства мемориала школьников и студентов привозили сюда высаживать деревья. То есть сам Парк – рукотворный, ему и полувека еще нет.

Потом там появилась Национальная деревня как этнографический музейный комплекс. Тоже дело хорошее, и сама идея знакомить посетителей с национальной кухней и национальными обрядами – замечательна. Правда, в последнее время деревня начала застраиваться современными домами различных диаспор при явном одобрении лучшего друга всех национальностей и конфессий Бориса Шинчука.

Но в целом комплекс на Соколовой горе до недавнего времени сохранял атмосферу музейного этнографического комплекса, Парка Памяти, куда можно было прийти не только накануне Дня Победы.

Однако атмосфера накалилась после того, как горожане, которые вроде бы большинством несколько лет назад проголосовали за строительство здесь железной дороги, осознали, что здесь будет на самом деле.

Правда, экозащитники возмущаются в своем репертуаре: в обращении саратовских общественников на имя губернатора Валерия Радаева, которое было размещено в социальных сетях, общественники заявили, что строительство ДЖД может нанести ущерб «экологическому каркасу» города, причинить вред его флоре и фауне, в том числе редким видам, внесенным в Красную книгу Саратовской области.

Более того, в комментариях в соцсетях подписанты вообще заявляют, что в этом месте ДЖД не нужна. Как будто не они шесть лет назад голосовали за обратное. Впрочем, о том, как у нас в областном центре устраиваются общественные обсуждения и слушания группами записных общественников и согнанных бюджетников, равно как и методах манипуляции общественным мнением, все знают. Но, поскольку решение вроде бы принято, общественники теперь требуют, чтобы ущерб природе был нанесен минимальный.

Ну хорошо, вреда, допустим, от ДЖД будет немного. А пользы?
Разговоры о том, что детская железная дорога должна была привлекать не только учащихся — будущих железнодорожников, но и туристов, хороши для до коронавирусной эпопеи. Какие там туристы, если до Парка Победы добраться из разных частей города – та еще проблема!
К тому же всем, знакомым с железной дорогой только по красочным буклетам, надо прогуляться вдоль железного полотна в том же Студгородке, или в Заводском районе, чтобы увидеть, что такое на самом деле эти железнодорожные коммуникации – рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…

Никакого удовольствия от лицезрения этих индустриальных интерьеров посетители Парка Победы точно не получат. Кроме того, железная дорога, даже детская, является источником повышенной опасности. Так зачем огород городить? Чтобы распрощаться с парком и сделать из него еще одну станцию Саратов-3?

С моральной точки зрения тоже не все гладко, и о чем только думали, одобряя этот проект на слушаниях. Там Татарское кладбище, там вечный огонь, там память о погибших в самую страшную войну - какая железная дорога? Злые комментаторы пишут, что если уж начинать там строить железнодорожную ветку, то заканчиваться она должна на Павелецком вокзале, чтобы дети могли сваливать от этих благоглупостей взрослых.

Если мыслить чуть более здраво, тогда железнодорожной веткой стоит соединить Юбилейный и Солнечный. От этого городу точно выгода будет. Но есть и более здравая идея, которая понравится минимум миллиону человек. Что такое детская железная дорога? Железнодорожные пути, подвижной состав, сервис и широчайшее поле деятельности для обучения. Для этого не обязательно тратить деньги на узкоколейку, можно использовать все существующее.

Электричка от саратовского вокзала к энгельсскому – вот где дети могут попрактиковаться, а взрослые поторжествовать по поводу решения транспортной проблемы. Пусть не регулярная. Пусть раз в неделю. А остальное время – обычные «взрослые» поезда. Вот за это точно жители двух городов скажут спасибо. И рельсы прокладывать уже никуда не нужно, и можно сэкономить на строительстве. Хотя, может быть, именно такая экономия и не входит в планы тех, кто планировал дорогостоящий и бесполезный большинству населения прожект?

Однако есть более рациональные и полезные варианты. Территорию города расширяют за счет Саратовского района да так, что теперь Саратов больше Москвы стал и умещает десятки сел, военный полигон, охотничьи и сельхозугодья. Это все большие расстояния друг от друга и до «метрополии» при раздолбанных дорогах и плохом автобусном сообщении. Почему бы не пустить ДЖД между, к примеру, Дубками и Усть-Курдюмом?

Есть и другой, на наш взгляд, лучший вариант – построить ДЖД к строящемуся парку покорителей космоса. Там же уже есть необходимая инфраструктура – дорога, велодорожка, рядом станция Анисовка.
версия для печати

Заслуживает внимания


Хлеб не может стоить дешево?Поступи туда, абы кудаВ Саратове будет новый пляж
31/07/2021 20:21 Заслуживает внимания Хлеб не может стоить дешево?20/07/2021 16:59 Заслуживает внимания Поступи туда, абы куда05/07/2021 14:04 Заслуживает внимания В Саратове будет новый пляж
Вакцинация от ковида: и кнутом, и пряникомРешит ли увеличение «целевых» бюджетных мест «кадровый голод»?Капремонт: если деньги фонду не ссужают, их возьмут у населения
16/06/2021 17:47 Заслуживает внимания Вакцинация от ковида: и кнутом, и пряником02/06/2021 18:36 Заслуживает внимания Решит ли увеличение «целевых» бюджетных мест «кадровый голод»?28/05/2021 12:22 Заслуживает внимания Капремонт: если деньги фонду не ссужают, их возьмут у населения

Культура и наука

«ПОДПИСАЛСЯ САМ?! – ПОДПИШИ ТОВАРИЩА!»

Ракурс


Провинциальный телеграф

ПнВтСрЧтПтСбВС
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Фоторепортажи

Видеорепортажи

Прямая речь

< >
< >
< >
Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Креатив-С"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 23-65-01.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович